Накопились некоторые размышления о гипнозе, которые справедливы в целом и для психотерапии.
Есть алгоритмизированные задачи и эвристические задачи.
Сравним решение математической задачи и джазовую импровизацию. Решение математической задачи подчиняется определённым правилам и условиям и может быть разделено на известное количество шагов. Решение математической задачи может быть воспроизведено любым человеком, если ему известны условия и правила решения, независимо от иных обстоятельств. Иногда возможно нахождение альтернативных вариантов решения, если существуют другие применимые правила решения. Но в целом речь идёт о нахождении универсальной последовательности шагов, имеющих определённые исходные и итоговые данные.
В сравнении с этим джазовая импровизация подчиняется совершенно иным принципам.
Прежде всего, исходное условие — это гармонический, мелодический или ритмический ход, который обыгрывает музыкант. Исполнитель может произвольно выбирать и комбинировать изобразительные средства — разные музыкальные инструменты, гармонические, ритмические, динамические, артикуляционные, интонационные ходы. Для любого изначального варианта существует множество вариантов «решения», не имеющих заранее известных строгих правил и известного числа шагов. В зависимости от предпочтений конкретного музыканта и доступных средств две импровизации на один и тот же гармонический ход могут полностью отличаться по ритму, мелодике, динамике и т. д.
Если вводить более строгие условия касательно способов «решения» — выбора инструментов, гармоний, ритмов и т.д, — процесс сочинения импровизации можно свести к достаточно узкому диапазону вариантов, но чем строже правила импровизации, тем дальше импровизация будет отдаляться от своей сути — от творческого и спонтанного экспромта. Однако известно, например, что во времена барокко в органной музыке была весьма распространена импровизация. Иоганн Себастьян Бах в отдельных фрагментах своих произведений позволял себе импровизацию, хотя она и должна была быть подчинена определённым канонам. Даже современные музыканты могут исполнять произведения композитора с определённой долей свободы в интерпретации.В джазовой музыке импровизация и вовсе может быть ограничена лишь несколькими ключевыми факторами — например, ритмическим рисунком и гармонией, в то время во всех остальных аспектах музыкант волен свободно выражать свою фантазию. Даже один музыкант вряд ли сможет точь-в-точь повторить свою собственную импровизацию.
Наконец, музыкальная импровизация в большинстве случаев подразумевает серьёзную музыкальную подготовку и владение разными сложными навыками — понимание принципов гармонии и теории музыки, свободные исполнительские навыки, тонкое эмоциональное чувствование музыки и т. д. Но справедливо также и то, что некоторые музыканты-самоучки могут иметь весьма ограниченные представления о теории или не иметь их вовсе, при этом импровизируя интуитивно «на лету» благодаря своему таланту. Всё это делает процесс музыкальной импровизации максимально спонтанным, непредсказуемым и абсолютно неалгоритмизируемым, различающимся как от музыканта к музыканту, так и от одного исполнения к другому исполнению одного и того же музыканта.
Если говорить о попытках воспроизвести подобный процесс с помощью компьютера, на сегодняшний день некоторых результатов, которые похожи на продукт фантазии человека, удаётся достичь только благодаря нейросетевым технологиям, которые, опять же, строятся не на алгоритмах.Гипноз больше подобен музыкальной импровизации, чем решению математической задачи. Он также полагается не на чётко определённый набор правил и условий, а на ряд исходных условий и ряд технических возможностей реализации, которые можно чередовать и комбинировать со значительной долей свободы. Реализация гипноза на одну и ту же «тему» может отличаться как от специалиста к специалисту, так и от сеанса к сеансу у одного специалиста.
Владение гипнозом подразумевает познания и навыки в разных областях — в медицине и психологии, в коммуникации и наблюдательности, но также может в значительной степени корениться в индивидуальном таланте и воображении. И что самое интересное — обучение гипнозу больше похоже на освоение импровизации, нежели на изучение математики. Оно полагается на освоение отдельных групп навыков и объединение их в практике вместе с концептуальными принципами. Гипнозу невозможно научиться умозрительно, точно так же как невозможно научиться импровизировать исключительно в воображении.