В других статьях уже говорилось о некоторых исследованиях гипноза, которые раскрывают его нейрофизиологическую природу. Сегодня представляю вашему вниманию ещё одно чрезвычайно любопытное исследование. Оно было разработано для того, чтобы выяснить, можно ли с помощью гипноза повлиять на восприятие цвета. Выводы авторов достаточно просты, но позволяют сделать далеко идущие предположения.
Необходимо сразу ввести пояснение. Во многих экспериментальных исследованиях, подобных этому, фигурируют такие слова: исследовалось то-то и то-то на высоко гипнабельных субъектах. Невольно возникает вопрос: справедливы ли выводы этого исследования для менее гипнабельных людей? И вообще — какое значение в этом контексте имеет гипнабельность?
На страницах этого сайта я уже писал о гипнабельности. Это понятие на сегодняшний день практически исчезло из клинического гипноза эриксоновского направления, однако сохраняется в экспериментальном гипнозе. Экспериментальный гипноз имеет целью исследовать различные аспекты и феномены гипнотического функционирования. Как и везде в науке, к этим экспериментам предъявляют довольно жёсткие требования касательно стандартизации и унификации всех инструментов и методов. Поэтому для экспериментов стараются отбирать субъектов, которые показали максимально высокие показатели гипнабельности и внушаемости. Это необходимо для того, чтобы нивелировать все индивидуальные особенности, которые могли бы потребовать неконтролируемого изменения экспериментальных методов. Для определения гипнабельности существуют специальные тесты и шкалы, разработанные именно для экспериментального применения.
Для «менее гипнабельных» людей (то есть для тех, кому для вхождения в гипнотическое состояние необходим более инивидуальный подход) все эти явления и выводы также являются справедливыми просто потому, что эти люди могут входить точно в такое же гипнотическое состояние. Его особенности едины для всех, но для чистоты эксперимента исследования проводят на тех, кому войти в гипноз легче всего.
О методах исследования
Итак, в исследовании, о котором идёт речь, участвовало восемь человек с высокой степенью гипнабельности. Во время исследования производилось сканирование мозга испытуемых на позитронно-эмиссионном томографе с использованием [15O]CO2. В это время испытуемым по очереди демонстрировали два рисунка — чёрно-белый и цветной:
Когда показывали цветное изображение, испытуемых просили сначала смотреть на него как на цветное, а потом представлять, что они смотрят на обесцвеченное изображение. После этого демонстрировали чёрно-белое изображение, предлагая сначала воспринимать его в оригинальном чёрно-белом виде, а потом представить, что оно стало цветным. Эту процедуру проводили сначала в обычном варианте, потом испытуемыми проводили короткое гипнотическое наведение, после чего повторяли процедуру в гипнозе.
При анализе томограмм вначале была определена классическая зона восприятия цвета в веретенообразном регионе мозга, для чего сравнивали две группы томограмм: когда испытуемых просили воспринимать цветное изображение как цветное и чёрно-белое как чёрно-белое. На рис. 1 видна активность в веретенообразных зонах (fusiform, зоны 19 и 37).
Как известно, цвет воспринимается не одной зоной, а целой нейронной сетью. Интересно то, что веретенообразные зоны проявляли в данном случае особую активность. Во время восприятия цвета обе эти зоны были более активны. После этого, когда испытуемых гипнотизировали и просили воспринимать все изображения как цветные, цветовые зоны в правом и левом полушарии активизировались независимо от того, какое изображение на самом деле им демонстрировалось. Когда же испытуемых просили воспринимать изображение как чёрно-белое, в этих зонах мозга наблюдалось снижение активности, опять же, вне зависимости от того, какое изображение было показано на самом деле.
Данные анализа указанных зон коры представлены в таблицах: в таблице 1 представлена информация из левого полушария, в таблице 2 — из правого. Повышение кровотока отмечалось во время восприятия цветного изображения, реального или внушённого. Причём в случае внушённого цвета изображения увеличение кровотока наблюдалось только в состоянии гипноза.
Для правого полушария результаты были несколько иными (см. таблицу 2). На кровоток в интересующем регионе правого полушария влияли простые слова исследователей касательно того, каким следует воспринимать изображение, цветным или чёрно-белым, независимо от состояния, в котором находился испытуемый. Более того, эти инструкции перекрывали эффект от реального изображения, которое демонстрировали испытуемым.
Выводы
Таким образом, гипнотическая иллюзия цвета вызывала такое же изменение кровотока, как и восприятие реального цвета. Зона обработки цвета в левом полушарии воспринимала внушаемый цвет только в состоянии гипноза, в то время как соответствующий регион в правом полушарии реагировал на слова о воображаемом цвете независимо от того, находился человек в гипнозе или нет. То есть, правое полушарие реагировало на воображение само по себе, тогда как левому необходима была «поддержка» в виде гипноза.
Это наблюдение соответствует результатам исследования Howard et al. (The functional anatomy of imagining and perceiving colour. Neuroreport 1998; 9:1019–1023) о том, что воображение затрагивает правую, но не левую веретенообразную зону. Таким образом, наблюдаемая активность в левом полушарии не могла быть вызвана одним лишь воображением. Если бы мы наблюдали лишь активность в правой цветовой зоне, можно было бы лишь расширить выводы Howard et al. о том, что воображение не только может активировать эти зоны, но и перекрыть реальные стимулы. Но результаты этого исследования более серьёзные. Авторы доказали, что гипноз активировал левую цветовую зону, для чего было недостаточно одного лишь воображения.
Это согласуется и с результатами группы Maquet et al. (Functional neuroanatomy of hypnotic state. Biol Psychiatry 1999; 45:327–333; и далее Faymonville et al.; об этой серии экспериментов уже сообщалось ранее в первой части статьи «Мозг и гипноз»). Они сообщали о преобладании левосторонней активности во время гипноза, а также о наличии большого количества перекрывающихся областей с теми, которые активны при работе воображения. Rainville et al. пришли к похожим выводам о роли воображения и предположили, что доминирование активности левого полушария может возникать в результате вербальной обработки гипнотических внушений, активности механизмов памяти, а также процессов, которые интерпретируют сенсорные данные. Наблюдения касательно правого полушария пока что не настолько легко интерпретировать, и настоящее иследование не позволяет делать каких-либо однозначных выводов на этот счёт.
Данное исследование в очередной раз подтверждает, что гипноз имеет в основе особые нейрофизиологические механизмы. Более того, наблюдения авторов наводят на мысль: если в эксперименте гипноз позволяет изменять активность зоны мозга, отвечающей за восприятие цвета, возможно ли регулировать активность и других зон коры? А эти зону могут, например, регулировать интенсивность боли или восприятие другой сенсорной информации. Кое-что в этом направлении уже известно и доказано, например, связь нейронной активности в передней части поясной извилины с болевыми ощущениями, а также возможность управления этими ощущениями (см. поиск по ключевым словам «поясная извилина»). Эти и другие идеи в скором времени наверняка найдут своё развитие в будущих научных исследованиях.
Литература:
- Stephen M. Kosslyn, William L. Thompson, B.A. Maria F. Costantini-Ferrando, Nathaniel M. Alpert, David Spiegel. Hypnotic Visual Illusion Alters Color Processing in the Brain. Am J Psychiatry 2000; 157:1279-1284.