В когнитивной психологии принято подразделять психические процессы на автоматические и контролируемые. Автоматическими процессы могут быть от рождения или становиться таковыми в результате практики. Например, чтение для большинства людей является автоматическим процессом. И мало кто задаётся вопросом, возможно ли вновь обрести контроль над автоматизированным процессом. Давайте найдём ответ на этот вопрос.
Эффект Струпа — любопытный феномен, который наглядно демонстрирует автоматический характер некоторых мыслительных актов человека. Эффект был назван в честь американского психолога Джона Ридли Струпа (John Ridley Stroop), который в 1935 году описал его в статье под названием «Series of interference in serial verbal reactions», хотя впервые эффект был описан на немецком языке в 1929 году, а корни его исследований уходят в XIX век.
Что такое эффект Струпа?
Эксперименты Струпа имели несколько вариантов, в каждом из которых автор использовал разные визуальные стимулы. В первом варианте испытуемым показывали названия цветов, написанные чёрным текстом:
ЖЁЛТЫЙ КРАСНЫЙ СИНИЙ ЗЕЛЁНЫЙ
Во втором варианте названия цветов были изображены шрифтом разного цвета, который отличался от того, какой цвет обозначало само слово:
ЖЁЛТЫЙ КРАСНЫЙ СИНИЙ ЗЕЛЁНЫЙ
В третьем варианте демонстрировались просто прямоугольники тех же цветов.
Вначале от испытуемых требовалось просто прочитать слова, которые им показывали, независимо от цвета шрифта. Далее, испытуемым предлагали называть цвет шрифта, которым были написаны слова, не обращая внимание на их значение. Например, если слово «красный» было написано жёлтым цветом, нужно было сказать «жёлтый», а не «красный». Когда демонстрировали цветные прямоугольники, испытуемым просто нужно было называть их цвет. В третьей части Струп давал разные этапы первых двух экспериментов вперемежку.
Было замечено, что во втором эксперименте, когда значение слова не совпадало с цветом, которым оно было изображено, время реакции испытуемых значительно возрастало. Иначе говоря, в распознавание цвета шрифта вмешивались автоматические процессы чтения и распознавания смысла слов. Возникал конфликт — прочитать слово или назвать цвет символов — и он требовал дополнительного времени для принятия правильного решения.
Эффект Струпа и гипноз
И вот несколько лет назад американская группа исследователей (Amir Raz, Miguel Moreno-Íñiguez, Laura Martin, Hongtu Zhu) провела серию экспериментов, которые принципиально похожи на эксперимент Струпа, но имеют некоторые отличия. В первую очередь исследователей интересовало, можно ли повлиять на эффект Струпа с помощью гипнотического внушения.
В эксперименте участвовало 49 англоязычных испытуемых, все из которых были правшами, из них 24 женщины и 25 мужчин. Они прошли скрининг по гарвардской и стенфордской шкалам внушаемости и были признаны высоковнушаемыми.
Сам эксперимент состоял в следующем. Участник садился на расстоянии примерно 65 см напротив цветного монитора. В центре экрана появлялись слова (по одному слову за раз), написанные шрифтом одного из четырёх цветов (красным, синим, зелёным или жёлтым). Все слова были написаны заглавными буквами. Использовали две группы слов: (RED, BLUE, GREEN, YELLOW) и нейтральные слова (LOT, SHIP, KNIFE, FLOWER). Нейтральные слова по частотности использования и по длине соответствовали словам, обозначающим цвет.
Эксперимент состоял из трёх частей. В первой части испытуемым демонстрировали слова из первой группы, изображённые соответствующим слову цветом:
GREEN BLUE YELLOW RED BLUE GREEN RED BLUE
Во второй части демонстрировали нейтральные слова, изображённые каждое своим цветом.
KNIFE SHIP FLOWER LOT SHIP LOT KNIFE LOT FLOWER
В третьей части каждое слово из первой группы было изображено тем цветом, который не соответствовал смыслу слова (т. е., например, слово GREEN изображалось синим цветом).
YELLOW RED BLUE GREEN RED YELLOW GREEN BLUE
В каждой части испытуемых просили называть цвет, которым изображено слово, нажимая одну из клавиш на клавиатуре (V,B,N,M для красного, синего, зелёного и жёлтого, соответственно).
В определённый момент участникам предлагали сыграть в игру с экспериментатором, который находился в той же комнате. До начала теста каждому испытуемому после стандартного гипнотического наведения давали постгипнотическое внушение следующего содержания:
«Сейчас вы сыграете в компьютерную игру. Когда я хлопну в ладоши один раз, в центре экрана появятся бессмысленные символы. Они будут похожи на символы иностранного языка, который вы не знаете, и вы не будете пытаться придавать им смысл. Эти символы будут изображены одним из четырёх цветов: красным, синим, зелёным или жёлтым. Хотя вы будете в состоянии только следить за цветом этих символов, вы будете смотреть прямо на эти непонятные символы и хорошо их видеть. Ваша задача заключается в том, чтобы точно и быстро нажимать на кнопку, соответствующую цвету этих символов. Вы обнаружите, что можете играть в эту игру легко и непринуждённо. Когда я хлопну в ладоши дважды, вы будете легко читать всё то, что будет появляться на экране.»
После этого участников будили. Таким образом, к моменту начала эксперимента они не были загипнотизированы, и у иследователей оставался только «ключ» в виде постгипнотического внушения. Далее в обычном состояни участникам давали инструкции реагировать как можно точнее и быстрее на цвет зрительных образов, которые им будут демонстрировать, нажимая соответствующие кнопки на клавиатуре.
Каждый участник проходил тест дважды: один раз с использованием постгипнотического внушения, второй раз без него. Половина участников начинала с обычного теста, другая половина — с гипнотического.
Было замечено, что при использовании гипноза в третьей части эксперимента время реагирования испытуемых было ниже, а количество ошибок значительно уменьшалось. Некоторые результаты экспериментов представлены в таблице:Наблюдения исследователей говорят о том, что специфическое постгипнотическое внушение значительно снижает выраженность эффекта Струпа. Это доказывает, что с помощью гипноза автоматические психические процессы, выработанные практикой, — например, чтение — можно деавтоматизировать и подчинить сознательному контролю.
Развивая этот вывод, можно предположить, что посредством гипноза возможно влиять и на другие автоматические процессы. Возможно, благодаря этому удастся, например, повлиять на такие сложные физические акты, как вождение автомобиля, выполнение медицинских вмешательств, или, например, синхронный перевод, где очень важна скорость реакции и правильный выбор слов, а ошибка крайне нежелательна. В дальнейших исследованиях наверняка будет наглядно продемонстрировано, как с помощью обучения гипнозу можно существенно сократить количество ошибок и улучшить время реакции во многих других сферах деятельности.
Литература:
- Amir Raz, Miguel Moreno-Iniguez, Laura Martin, Hongtu Zhu. Suggestion overrides the Stroop effect in highly hypnotizable individuals. Consciousness and Cognition 16 (2007) 331–338.