- Что такое эмоциональный интеллект и как его развить?
- Каковы ключевые навыки профессионального совершенства?
- Как мы можем углубить наши отношения с окружающими?
Об этом и многом другом сегодня рассказывает Клифф Лансли, соратник знаменитого психолога Пола Экмана, управляющий директор Paul Ekman International и Emotional Intelligence Academy, тренер и автор тренингов по верификации правды и развитию эмоционального интеллекта. Уникальное интервью специально для сайта Новый-гипноз.рф во время тренинга «Эмоциональные навыки и компетенции (ESaC)» в Москве.
Видео на английском языке. Текст интервью на русском приведён ниже. (видео внизу страницы)
— Клифф, спасибо за то, что вы с нами, и спасибо за ваш тренинг. Я бы хотел задать вам несколько вопросов об этом процессе. Прежде всего, насколько я знаю, вы директор Emotional Intelligence Academy, так? И мы много говорили здесь об эмоциях, об эмоциональном интеллекте (ЭИ), и, думаю, эта тема не особо известна среди специалистов и других людей. Что же такое ЭИ? Что в нём особого, ценного, зачем мы его изучаем?
— Исследования показывают, что ЭИ оказывается весьма важным особенно среди руководителей и в работе организаций. Дениэл Гоулман в своей широко известной книге («Эмоциональный интеллект» — прим.В.С.) на основе многих исследований писал о том, что разница между мастерством и средним уровнем профессионализма коррелирует с высоким уровнем ЭИ. Разные теоретики по-разному определяют ЭИ, но, говоря простыми словами, это способность осознавать собственные эмоции и справляться с ними, далее — способность осознавать ваши эмоции и то, как я с вами взаимодействую, и третье — осознавать влияние среды и окружения. Так что здесь всегда задействован как бы взгляд от третьего лица. То есть — я и мои эмоции, вы и мой стиль взаимодействия с вами, а также влияние контекста взаимодействия.
— Можете сказать немного подробнее о научных обоснованиях этих исследований в области эмоций, которые мы используем в преподавании, обучении и работе?
— Да. ЭИ многими рассматривается как вторичный навык и нечто вспомогательное, но с развитием науки и особенно благодаря работам доктора Пола Экмана — он был первопроходцем в этой области — мы видим доказательства, что эмоции универсальны и что их выражения универсальны. То есть, будь вы с Востока или с Запада, способ выражения и восприятия эмоций является эволюционно выработанным, и наличие научных данных в этой сфере делает этот факт намного более достоверным. ЭИ используется не только для построения отношений, его можно применять в расследованиях и криминалистике. Независимо от того, идёт ли речь о личных отношениях, или это ситуация терапевт-клиент, или это интервью, вы можете использовать эту науку для понимания мыслей и чувств людей не только на основе слов и, таким образом, предоставлять им более качественную помощь.
— Здорово. Вы сказали, что эмоции для нас универсальны и что их выражения универсальны. Могли бы вы привести ещё несколько ключевых моментов касательно исследований, которые вы используете?
— Изначально доктор Экман, сделавший эти открытия, считал, как и антропологи, в числе которых была Маргарет Мид, что они являются обусловленными социально и зависят от культуры.
— Эмоции?
— Сами эмоции, да. И поэтому они зависят от того, откуда вы родом, от вашей семьи, от страны. И он исследовал различные культуры Востока и Запада — Бразилию, Китай, Америку, Европу — и обнаружил: нет, эти эмоции выражаются одинаковым образом. Особенно это касается семи базовых эмоций: удивления, гнева, печали, радости, страха, презрения и отвращения. Его продолжали критиковать и утверждали, что, мол, нет, люди показывают их одинаковым образом, потому что научились этому из телевидения, из журналов, из СМИ. Поэтому ему пришлось предпринять следующий шаг. Тридцать лет назад он отправился в Папуа — Новую Гвинею и нашёл аборигенное племя Фор, полностью изолированное от западного общества и СМИ. И, попав в эту культуру, он обнаружил, что когда они чувствуют отвращение, они демонстрируют это тем же самым образом, что и мы. И они узнавали фотографии западных людей и понимали, что происходит с человеком на фото. Да, язык разный, но смысл был один и тот же. И с тех пор всё научное сообщество за редкими исключениями приняло тот факт, что семь эмоций являются универсальными, и сигналы, особенно, сигналы лица, являются надёжными признаками того, что человек думает и чувствует.
— Вы говорили о профессиональном мастерстве, о том, что ЭИ связан с уровнем мастерства. Каковы ключевые навыки для развития мастерства в нашей эмоциональной жизни, для развития нашего ЭИ? Чему вы обучаете?
— Прежде всего, необходимо убедиться, что вы можете стабилизировать свою собственную «платформу» — что вы осознаёте собственные эмоции, потому что ими можно контаминировать других людей. Если вы пребываете во власти собственной эмоции, если вы злитесь и не осознаёте этого, это может контаминировать других и помешать вам воспринимать их.
— Что вы имеете ввиду под словом «контаминировать»?
— Создать помехи. То есть, если у меня эпизод гнева, я не смогу ясно отфильтровывать информацию. Я буду поглощён эмоцией и увязну в ней. И если я не отдаю себе отчёт, что пребываю в эмоциональном состоянии, это может деструктивно сказаться на клиентах или отношениях.
— Поэтому необходимо это стабилизировать.
— Да, стабилизировать. Поэтому часть работы включает самоосознавание, а самоосознавание начинается с осознанности (mindfulness). Один из первых принципов гласит: пусть люди сначала сфокусируются на том, что они чувствуют, о чём думают, чтобы научиться осознавать свои собственные состояния. И затем они смогут осознавать на очень раннем этапе, когда они начинают злиться, печалиться или испытывать страх. Если они смогут достаточно быстро это отслеживать, то вместо автоматического реагирования они будут отвечать на ситуацию осознанно, потому что в некоторых случаях реагирование может быть контрпродуктивным.
— Но помимо стабилизации нашей платформы мы также учимся считывать эмоции, верно?
— Да. Когда вы сами стабильны, когда вы нашли точку опоры, это облегчает для вас восприятие других людей. Джон Кабат-Цинн приводит такую аналогию: если вы хотите увидеть луну в телескоп, то вам будет очень трудно сфокусироваться, если вы стоите на водяном матрасе. Поэтому в первую очередь вам нужно стабилизировать этот плот, и тогда вы сможете видеть окружающих ясно, с полным вниманием и в хорошем фокусе.
— Как мы можем использовать данные, которые получаем от людей, наблюдая за ними?
— Ну, часто, например, моя мама в мои школьные годы говорила: «Я не это говорила, слушай, что тебе говорят». Но слова это лишь один канал. Язык тела, выражения лица, музыка голоса — ритм, скорость, тон, громкость, интонация — всё это выдаёт наши чувства и мысли независимо от того, что мы говорим. Затем есть вербальный стиль — то, как мы говорим: паузы, задержки, стиль взаимодействия. И всё это даёт нам пять каналов. Так что это пять каналов коммуникации, а многие из нас полагаются лишь на один. Если сверять информацию, которую мы получаем от человека по разным каналам, это даёт нам намного более глубокое понимание мыслей и чувств человека. Ведь мы не можем увидеть мозг, но мы можем видеть поведение. Так что если вы можете анализировать всего человека и предоставить ему всё своё внимание, вы сможете понять его на значительно более глубоком уровне. Это как айсберг: слова это лишь вершина, а чувства, мысли и ценности находятся в глубине. И вы можете приблизиться к ним, и для этого достаточно просто использовать глаза, уши и слушать.
— Наверняка способность считывать такого рода информацию таит в себе определённые опасности?
— Бог мой, ещё какие. Просто подумайте о своих друзьях и семье. Если вы работаете в качестве такого профессионала и должны использовать эти навыки, чтобы предоставлять клиентам качественную помощь, тогда это хорошо. Но нужно быть очень осторожным с семьёй и друзьями. Если они поймут, что вы обладаете такими навыками, они могут отдалиться. Поэтому владение такими навыками может быть очень продуктивным, но здесь есть вопрос этики. Если я беру информацию от человека, который не собирался мне её предоставлять, это похоже на кражу информации, а в таком случае — какое у меня право использовать её? Поэтому нужно быть очень осторожным. Невозможно выключить глаза и уши, вы видете все эти вещи, но не всегда стоит что-то делать с этими сведениями. Ведь если я буду каждый раз припирать к стенке своих детей, если я буду тормошить их каждый раз, когда они обманывают меня или когда чувствуют что-то, но не хотят делиться этим, это отдалит нас. Так что здесь есть опасность чрезмерного использования. Пока же вы применяете это этично в рамках вашей профессии, это может быть дополнительным инструментом для психотерапевта или любого специалиста помогающей профессии, равно как и в сфере расследований.
— Возможно, этот вопрос слишком объёмен, но если вкратце: какова ориентация сознания человека, чья работа связана со считыванием людей и который взаимодействует с эмоциональными процессами? Каковы основные установки, которые мы развиваем?
— Это хороший вопрос, потому что практически первое, с чего мы начинаем занятия со студентами, — изменение ориентации сознания. Мы стараемся уйти от суждений, потому что с суждениями возникает предвзятость, поэтому вместо суждений мы стараемся просто быть любопытными. Если кто-то демонстрирует поведение, не пытайтесь судить о нём, а отнеситесь к этому с любопытством: что это такое, какова причина этого поведения. Иначе говоря, быть осознанным значит не быть осуждающим. Осознанность означает сбор информации, а затем использование для более глубокого понимания человека. Так что, полагаю, ориентация сознания и установка такова: быть любопытным, интересоваться, и информация поступит сама. Суждение это нечто, что движется от вас к человеку, а любопытство приглашает информацию к вам. Представьте себя как радар, который воспринимает информацию, а не как ретранслятор, который даёт советы. И это один из важнейших уроков, который я выучил на самом раннем этапе.
— Пожалуй, в качестве последнего вопроса… Как вы думаете, как эта наука и практика меняет нас — людей, которые занимаются этим?
— Ну, люди, которых мы обучаем, часто говорят нам… Они возвращаются с обратной связью и говорят: ух ты, один из самых важных откликов был от мужа, или друга, или партнёра, или друзей, и он звучит — «Ты стал лучше слушать». И ещё они говорят: «Мои навыки слушания не изменились, я просто стал больше интересоваться, стал с большим любопытством относиться к тому, чтобы лучше понять людей». Думаю, лучший комплимент, который вы можете сделать кому-то — предоставить ему всё своё внимание. А когда вы отрабатываете эти навыки, это требует от вас полного внимания. И то, что я стараюсь прочувствовать другого человека, это лучший комплимент в моём распоряжении. «Я даю тебе всё своё внимание» — это прекрасный комплимент, и каждый это замечает, каждый ценит то, что вы интересуетесь им, а не просто тем, что человек вам говорит… Так что это одно из важнейших изменений, которое мы наблюдаем по отзывам от людей, прошедших наше обучение. Они становятся более популярными, и их воспринимают как более эмоционально интеллектуальных из-за их внимательрости и способности слушать. Похоже, что это становится их ключевым навыком.
— Спасибо, большое спасибо за интервью и за тренинг.
— Спасибо за ваше время.