Фундамент концепции заложил психолог К. Андерс Эрикссон. В 1990-х, изучая путь к мировому классу в шахматах, музыке и спорте, он с коллегами обнаружил ключевой паттерн: мастеров отличает не объем, а качество усилий. Простое повторение («наивная практика») ведет к плато, а для качественного роста требуется целенаправленная отработка навыков с четкими целями, мгновенной обратной связью, фокусом на слабых местах и выходом за зону комфорта (вспоминаем тут также про зону ближайшего развития по Выготскому). Метафора Эрикссона – кузнец, не просто бьющий по железу, а целенаправленно меняющий его структуру удар за ударом, контролируя температуру и силу.
Спорт и музыка
В исследованиях, которые уже стали классикой, Эрикссон изучал скрипачей Берлинской академии. Их занятия включали:
➡️ Медленный, разобранный разбор сложных пассажей.
➡️ Гиперфокус на конкретных ошибках, а не на произведении целиком.
➡️ Непрерывную самокоррекцию под руководством наставника.
➡️ Максимальную концентрацию короткими блоками (1-1.5 часа) с перерывами.
Аналогичные выводы были получены в исследованиях теннисистов, гольфистов, шахматистов. Эксперты тратят тысячи часов не на рутину, а на преодоление конкретных ограничений. Врожденный талант имеет значение, но он упирается в «потолок», если не оттачивать конкретные навыки.
Перенос принципов в терапию
В психотерапию эти идеи перекочевали уже позже, когда пионерские работы (например, исследования Скотта Миллера и Барри Дункана) показали связь между супервизией, ориентированной на обратную связь и конкретные цели, и эффективностью терапевта. Однако ключевой шаг – работы Дэвида Л. Чоу и коллег (2015). Их метаанализ показал:
➡️ Прямая корреляция: терапевты, систематически применяющие принципы осознанной практики (работа с записями сессий, фокус на микропроцессах, структурированная обратная связь, постановка целей на развитие навыков), статистически значимо эффективнее коллег, полагающихся только на опыт или интуицию.
➡️ Специфика: эффект сильнее при работе со сложными случаями (расстройства личности, резистентные состояния), где шаблоны и протоколы дают сбой.
➡️ Механизм: осознанная практика развивает метакогнитивные навыки – способность терапевта наблюдать свой мыслительный и эмоциональный процесс в сессии и корректировать его «на лету».
Спорные моменты и развитие
➡️ Помните эту идею про «10 000 часов практики»? Популярное правило Эрикссона часто упрощают. Важны не часы сами по себе, а их качество и структура. В терапии «часы опыта» без рефлексии могут закрепить ошибки. Поэтому было даже показано, что опытные терапевты зачастую становятся не профессиональнее, а ригиднее.
➡️ Измерение сложности: Как точно определить «зону ближайшего развития» для терапевтического навыка? Требуются более тонкие методики, чем в спорте.
➡️ Интеграция с интуицией: исследования подчеркивают: осознанная практика не убивает интуицию, а трансформирует ее в «кристаллизованный опыт», основанный на тысячах осмысленных микронаблюдений. Работа Джеффри Зейга о «психоаэробике» для терапевтов – пример попытки объединить структуру и спонтанность.
Так что путь к терапевтическому мастерству лежит не только через книги, интуицию или годы стажа. Он требует дисциплинированного, рефлексивного погружения в микромир терапевтического взаимодействия.
Этим мы занимаемся, например, в супервизионной работе по терапии, фокусированной на переносе, где разбираем микровзаимодействия с помощью анализа видеозаписей сессий. Этому же помогает и анализ видеозаписей гипнотических сессий или планирование структуры гипнотического сеанса. Некоторые из таких упражнений из моего проекта #Гипнотичность я покажу в ближайшую субботу на мастер-классе.
Присоединяйтесь к обсуждению осознанной практики и Гипнотичности на канале в Телеграм.