В эриксоновской терапии обширно используются метафоры в самой разной форме: метафорические истории, сказки, анекдоты, притчи, разговорные метафоры пациента (такие как, например, «камень на сердце», «ярмо на шее», «сердце разрывается»). Метафора — один из видов косвенных внушений, универсальное средство, позволяющее донести до человека некое послание подчас в обход сознания. Она удобна и полезна тем, что ни к чему не обязывает, вызывает у каждого собственные ассоциации и побуждает к поиску собственного смысла.
Пожалуй, наиболее развёрнутый вид метафора приобретает в «больших формах» — сказках и метафорических историях. Сказки практически всем нам знакомы, мы слушали их в детстве и читали детям. Конечно, в терапии предпочитают использовать сказки, обладающие «терапевтичным» смыслом. Истории, которые мы придумываем для наших пациентов, опираются на какой-то реальный опыт и также содержат некую мораль, которую человек может «примерить» на себя. А за границей выпускают даже целые сборники терапевтических сказок и историй.
Но интересно другое: метафорическая история не обязательно должна иметь ясный смысл. Тот смысл, который мы видим, появляется для нас благодаря «левополушарному» мышлению — логике и рассуждениям. Но гипнотическая работа связана преимущественно с «правополушарным» мышлением, образным и парадоксальным.
Если проводить аналогии, то осмысленные «левополушарные» истории похожи на логические загадки: мы понимаем умом, что они имеют некое решение, и пытаемся его найти путём рассуждений. Мы всегда можем найти ясную и понятную мораль таких историй.
Вот знаменитая логическая притча-загадка:
Трём братьям досталось в наследство 17 верблюдов. Первому сыну отец оставил половину верблюдов; второму сыну досталась треть верблюдов, а младшему – девятая часть. И вот братья принялись делить верблюдов: 17 не делится на 2. И на 3 не делится. И на 9 не делится. Напряжение между братьями нарастало.Наконец, отчаявшись, они пошли к старейшине и попросили рассудить их. Старейшина подумал и сказал:
— Это просто. Итак, у вас 17 верблюдов. Вот вам один мой верблюд, у вас стало 18. Старший сын получает свою половину – половина от 18 это 9. Средний получает свою треть – треть от 18 это 6. Младший сын забирает девятую часть – девятая часть от 18 – это 2. Итого получается 17. Остался один верблюд – это мой.
В эриксоновской терапии не принято толковать метафоры, так что оставлю эту возможность вам.
Противоположный вариант — парадоксальные загадки, которые нельзя решить логическим путём. Единственный путь решения — сдвиг референтной рамки, который позволяет увидеть загадку в новом свете. Сюда же относятся хорошие анекдоты. Метафоры, построенные по такому принципу, могут не иметь очевидного смысла и выглядеть нелогично.
Именно поэтому такие метафоры бесполезно давать в обычном состоянии сознания — наша логика тут же отбрасывает их как бессмысленные. Но всё меняется во время гипноза, потому что трансовая логика менее придирчивая. Наше бессознательное не сдаётся перед казалось бы полной бессмыслицей. В то время как сознание не видит смысла в истории, бессознательное как бы начинает исследовать её в разных направлениях сразу. И в какой-то момент бессознательное обнаруживает свой собственный смысл метафоры.
Вот, например, типичный абсурдный анекдот:
— Как поймать крокодила с помощью пустого спичечного коробка, бинокля и пинцета?
— Нужно посмотреть на крокодила через перевёрнутый бинокль, он станет маленьким-маленьким. Затем его нужно взять пинцетом и поместить в спичечный коробок.
Толкование ему найти не удастся. Но суть его можно уловить: здесь налицо нарушение стереотипа о том, что бинокль уменьшает или увеличивает предметы лишь в нашем субъективном восприятии, а не по-настоящему. Одно такое допущение — и открывается целое поле новых решений. И допущение это абсурдно для нашей логики, но не для нашего бессознательного.
Это также напоминает дзэнские коаны — абсурдные истории, над которыми буддийские монахи медитируют для того, чтобы очистить сознание и достичь просветления. Коан бесполезно пытаться анализировать, нужно просто позволить себе измениться под его действием.
Вот один из коанов, на который нельзя дать логический ответ:
Когда вы стоите ногами на земле, земля поддерживает вас. Она возвращает вам ровно столько силы, сколько вы тратите, опираясь на нее. Чем крепче вы стоите на земле, тем больше силы отдаёт вам земля. В каком случае земля отдаст вам всю свою силу?
Длинные терапевтические истории «правополушарного» типа обычно содержат некоторые абстрактные метафоры. Самый универсальный вариант — метафора изменения. В истории не происходит ничего осмысленного, просто что-то меняется: пейзаж, или ощущения, или события, или что-то ещё. Другой пример — метафора научения: обучение ходьбе, письму, плаванию, каким-то другим навыкам. Идея изменения или научения воспринимается бессознательным и используется для внутреннего переструктурирования. А история оформляется таким образом, чтобы быть ближе к субъективному опыту пациента.
Многие терапевтические сказки и истории не имеют чёткой и привычной фабулы, но отлично работают. В них могут быть в иносказательной форме заложены самые разные идеи: метафора изменения, идеи понимания, озарения, освобождения и так далее. Можно в этом убедиться, почитав некоторые истории французского гипнотерапевта Шарля Жюслена, например, историю «Пик Скво»:
В одном краю было две страны, разделённых высокой-высокой горой под названием пик Скво. Жители одной из этих стран никогда не видели восхода Солнца, потому что страна была расположена на западе от пика Скво и утренние лучи Солнца закрывала его вершина.
А жители другой страны никогда не видели захода солнца, потому что их страна была расположена к востоку от пика Скво и вечерние лучи Солнца закрывала его вершина.
И вот однажды юноша из восточной страны и девушка из западной решили подняться на пик Скво, чтобы наконец-то увидеть: она — восход, а он — заход Солнца.
И в один день, не сговариваясь, они начали восхождение на пик Скво. Он — с восточной стороны, а она с западной.
И примерно на середине пути они встретились. И они обнаружили, что они не могут поговорить, поскольку каждый говорит на своём языке, и они не понимают языка друг друга.
И они продолжили восхождение и поднялись на вершину горы.
И девушка, которая никогда в жизни не видела восхода Солнца, наконец-то увидела, как оно поднимается и озаряет всё вокруг.
И когда настал полдень, девушка легла и заснула.
И юноша, который никогда в жизни не видел захода Солнца, наконец-то увидел, как оно опускается всё ниже и прячется за горизонтом.
И когда солнце зашло, он лёг и уснул.
И когда утром юноша и девушка проснулись, они вдруг обнаружили, что легко понимают друг друга, потому что они говорят на одном языке.
В работе мы используем как логические, так и парадоксальные метафоры, в зависимости от особенностей и проблемы пациента, предпочтений и опыта терапевта, этапа терапевтической работы. Кроме того, даже если человек на сознательном уровне отслеживает, что, мол, «вот сейчас мне дают метафору изменения», это совершенно не помешает бессознательному заниматься своим делом. Даже обыкновенные загадки могут обладать очень хорошим мобилизирующим действием, если их применять в нужное время: они и напоминают о детстве, и способствуют возникновению воспоминаний и ассоциаций, и пробуждают здоровое любопытство, стимулируют бессознательный поиск. А когда пациент в хорошем трансе, терапевт может в прямом смысле начать «говорить загадками» — использовать более образный и не совсем логичный язык, который будет замечательно воспринят пациентом и приведёт к хорошим результатам.