В конце месяца подойдёт к концу очередной мой курс «Основы клинического гипноза». Я так примерно подсчитал и выяснил, что за все время преподавания этого курса я выпустил больше десяти групп и провёл еще несколько мероприятий по этой теме как в Москве, так и в других городах — в Курске, Владивостоке и даже Киеве (о как давно это было). За эти годы мой курс из нескольких коротких семинаров эволюционировал до шестидневной программы, дающей разносторонне, хоть и компактное представление о гипнозе и внушении. За это время я получил много отзывов и обратной связи, которая и помогла мне усовершенствовать свой подход и дала понять, что то, что я делаю, помогает коллегам взглянуть по-новому и на психотерапию вообще, и на гипноз в частности, и на себя как на специалистов, на свою личность и свои таланты и способности.
И вот я пришёл к выводу, что в настоящем виде я больше не могу вести этот курс так же, как вёл все эти годы. Из прикладного тренинга по гипнозу он постепенно трансформируется в нечто большее — мне всё интереснее и важнее фокусироваться не просто на навыках и техниках, не просто на гипнозе как инструменте, а на личностном развитии, на том, как специалист может не просто делать гипноз, а БЫТЬ гипнотичным. Не важно, в каком именно подходе специалист работает или хочет продолжать работать, потому что быть гипнотичным может практически любой психотерапевт, если задастся такой целью. А что значит — быть гипнотичным? Это значит уметь и стремиться использовать весь свой потенциал межличностного влияния, чтобы помогать своим подопечным менять свою жизнь и меняться самим. Это значит мыслить шире рамок психотерапевтического подхода, в каком-то смысле, быть немножко философом, который задумывается о том, как каждый из нас конструирует и поддерживает свою реальность — причём как с учётом убеждений и опыта, так и с учётом биологии и природных задатков. Гипнотичность — это умение мыслить стратегически и балансировать между видением общей картины и конструированием конкретных шагов. Гипнотичность означает умение быть архитектором, артистом, инженером и садовником, оратором и менталистом. Конечно же, #гипнотичность означает веру в возможности бессознательных механизмов разума и владение возможностями разных состояний сознания для поиска ресурсов, для понимания внутреннего мира пациента, для переработки сложного эмоционального опыта. При должной практике и вдумчивости это становится свойством профессиональной идентичности и, со временем, всей личности.
Мой опыт показывает, что далеко не каждый из моих студентов изберёт гипноз в качестве своего излюбленного инструмента. Многим оказываются полезны его возможности, кто-то находит в этом обширное пространство для развития и роста. Некоторые обнаруживают в себе талант к межличностному влиянию, внушению и творческому использованию самых разных аспектов реальности для решения проблем.
Поэтому я движусь к новой концепции, где гипноз и внушение будет рассматриваться шире, чем просто инструментарий, — где это будет мостиком к новому способу мышления и восприятия своей личности и человеческих отношений. Накопленного опыта и материала хватит для того, чтобы расширить курс как минимум в два раза и посвятить его полностью развитию навыков гипнотичности. Конечно, основной фокус остаётся на помогающей психологической практике, но в этом процессе мы прикасаемся и к актёрскому мастерству, и к музыке, и к режиссуре, и к лингвистике.
Так что дальнейшую свою преподавательскую деятельность в сфере гипноза и внушения я хочу сфокусировать именно на развитии ГИПНОТИЧНОСТИ как спектра личностных навыков и состояний, где цель — осознанное и терапевтичное межличностное влияние.
Как ещё можно понять гипнотичность? От чего зависит, назовём ли мы специалиста или его стиль работы гипнотичным?
Тоже хороший вопрос — что правильнее называть гипнотичным, специалиста или его стиль? Пожалуй, можно сказать, что тот или иной человек обладает гипнотичностью, харизмой или создаёт какую-то особую атмосферу, но прежде всего это касается того, как он общается с пациентом (или клиентом, кому как удобнее).
Гипнотичное взаимодействие особенно тем, что оно насыщенно смыслами на разных уровнях. Когда мы изучает метод, мы обычно начинаем с чтения литературы, изучения лекций — мы впитываем текст, слова, которые передают концепции и конкретные формулировки. Практически любое обучение (особенно академическое) сейчас начинается на уровне текста. Конечно, мы никуда не можем деться от текста, поскольку вся история и эволюция человечества стала возможна благодаря развитию языка и способности облекать наш опыт в текст. Прямо сейчас я описываю свой опыт в этом тексте, и я весьма ограничен в возможностях. Я ограничен языком, его структурой и лексиконом. Я серьёзно ограничен линейностью изложения и временем: мысль можно изложить только в одном направлении, с чего-то начать и чем-то завершить, и время требуется на формулирование, на написание, время определённо требуется на чтение и осмысление. Если текста слишком много, вы устанете, и мне тоже приходится иметь это ввиду. Но без текста никуда — термины, понятия, логику мы выражаем словами и формируем в голове структуры, абстракции, которые постепенно наполняются конкретикой.
Психотерапевт в значительной степени пользуется текстом, особенно если нужно объяснить, обучить, ответить на вопрос, описать. Но текст может завести нас в интеллектуальную ловушку. Очень легко общение на уровне текста может превратиться в эдакий «клуб Диоген», где умные люди собираются почитать газеты. В кабинете это выглядит как обмен «текстами» — интеллектуальными конструкциями.
Гипнотичность начинается там, где помимо текста появляются другие слои коммуникации, и чем больше внимания уделяется им, тем гипнотичнее этот процесс взаимодействия. На текст реагирует прежде всего интеллект и рациональное мышление, относительно небольшая часть нашего существа. Но биологическая, обезьянья часть нашего существа не понимает тексты, она воспринимает мир на уровне ощущений, эмоций, действий, образов и звуков, и точно так же она этому миру отвечает — через действия, образы, звуки и эмоции. Умеем ли мы слышать и говорить на этих уровнях? Гипнотичность подразумевает, что эти уровни коммуникации становятся практически равноправными с текстом. Тогда мы видим, что гипнотичный специалист говорит с пациентом на многих уровнях сразу, и их диалог обретает многомерность в пространстве и во времени.
Поэтому гипнотичность совершенно не обязательно связана с гипнозом как таковым. Психоаналитический подход может быть не менее гипнотичным, если мы умеем общаться на многих уровнях. Ты обращаешь внимание не только и даже не столько на текст как на линейное повествование, а на поток идей, которые наполняют и сопровождают этот текст на самых разных уровнях: это и эмоционально насыщенные, образные слова, и интонации, и акценты, и паузы, и жесты, и мимика, и интенции, передаваемые через текст. Ведь есть разница, если человек говорит одну и ту же текстовую фразу утвердительно, громко, тихо, медленно или быстро, растянуто или рвано, смотрит ли человек при этом вам в глаза или себе под ноги, повёрнут к вам или от вас, и очень важно, что оказывается до и после этой фразы.
И помимо сказанного выше #гипнотичность подразумевает бессознательный контакт на уровне интуиции и воображения, на уровне того, как ты слушаешь — головой, как при чтении технического текста, или сердцем, как при чтении поэзии. Строишь ли ты в голове схемы или проживаешь поток ассоциаций и образов, которые затрагивает в тебе послание. Умеешь ли ты взглянуть на свои собственные ассоциации как на часть повествования пациента, на желаемый и заложенный заранее эффект тех скрытых посланий, которые спрятаны на разных уровнях общения? Доверяешь ли ты достаточно собственному бессознательному радару, чтобы улавливать и учитывать его отклик в себе как нечто осмысленное и потенциально полезное?
Всё это для меня составляет природу гипнотичности.