Как-то в психоаналитической терапии один клиент сказал терапевту любопытную вещь: «Я чувствую, что вы из меня много всего достаёте. У вас есть навык доставать это, но я не понимаю, что со всем этим делать дальше».
В этом иногда может быть сложность, которую часто можно решить с помощью трансовых техник.
Когда мы работаем в психоаналитическом подходе на основе теории объектных отношений (например, в TFP — терапии, сфокусированной на переносе), мы имеем дело с внутренними объектами — репрезентациями Я/Другой, то есть более-менее автономными частями психики, которые определяют наше ощущение себя и другого. Когда такой внутренний объект активен, он проявляется в том, что человек ощущает себя определённым образом и воспринимает терапевта определённым образом. Иначе говоря, активация таких объектов формирует перенос: пациент занимает позицию одного объекта, а на терапевта проецируется второй, дополняющий его объект. (для когнитивных терапевтов: с каждым из таких объектов связан определённый набор дезадаптивных схем)
Другой путь работы с внутренними объектами — трансовый: психика обладает возможностью представлять такие объекты в образной форме в воображении. Более того, что крайне важно, психика имеет возможность диссоциироваться от всех объектов и занимать нейтральную, наблюдающую позицию во взаимодействии с ними. Например, в трансовой работе с воображением пациент может или представить себя одним из «членов внутренней семьи», либо наблюдать за взаимодействием этих персонажей с дистанции, как не вовлечённая сторона. Работа с внутренними объектами, таким образом, происходит не в переносе, а на внутрипсихическом образном уровне, где терапевт устанавливает отношения сотрудничества с наблюдающим Я пациента.
Дальнейшая работа заключается в том, чтобы, с одной стороны, укреплять развивать наблюдающую позицию, формируя на её основе взрослое состояние, способное к гибкому функционированию, ассертивности, заботе и построению отношений с окружающими, и, с другой стороны, исследовать внутренние объекты, раскрывать связанные с ними аффекты и эмоциональный опыт, исследовать их функции и постепенно передавать эти функции взрослому состоянию.
Почему это может быть удобнее и эффективнее делать в трансе?
— интенсивность аффекта/эмоций можно относительно легко регулировать
— терапевтические отношения более стабильные, так как перенос их искажает значительно меньше
— терапевт имеет возможность моделировать поведение «здорового взрослого» (привет схема-терапии)
— пациент может занимать и развивать метапозицию/рефлексировать более свободно, когда аффект диссоциирован
— пациент имеет возможность узнавать собственные внутренние состояния/объекты и их активацию в процессе и учится регулировать своё поведение («о, сейчас включилось моё детское состояние»)
— укрепляются терапевтические отношения, так как у пациента возникает понимание своего устройства и ощущение, что ему это помогает
Конечно, возможность и эффективность такой работы напрямую связана с уровнем организации личности: чем ближе к низкофункциональному пограничному уровню — тем меньше возможности для трансовой работы вплоть до её полной невозможности. Такая работа возможна и эффективна с пациентами средне-высокоуровневого пограничного и невротического спектра и диссоциативными пациентами.