Каждая поездка на конференцию для меня оборачивается открытиями, большими и маленькими. Никогда не знаешь заранее, что ты привезёшь с собой на этот раз. Но имея возможность несколько дней наблюдать людей из разных стран, разных направлений психотерапии, разных школ, не можешь не отмечать про себя, что их отличает, а что объединяет. Каждый едет за своим: кто-то выступить, кто-то послушать, кто-то развлечься. Моя тактика — ехать без каких-либо конкретных планов и ожиданий и позволить Вселенной преподнести сюрприз.
Так и в этот раз, конгресс стал очередным поворотным моментом, хотя на сознательном уровне я ещё не осознал в полной мере всё, что произвело на меня влияние. Множество людей, жизнерадостных и депрессивных, критичных и воодушевлённых. Пожалуй, главный дар, который я обрёл благодаря изучению эриксоновского гипноза (хотя и не развил полностью), — навык пускать в ход максимум из того, что доступно. С этим навыком трудно в чём-то разочароваться.
Впрочем, иногда разочарование необходимо.
Было время, когда я только начинал изучать гипноз и, как это водится, видел гипноз везде. Первый период эйфории и увлечения неминуемо проходит, и встают более практичные вопросы. Эриксоновский подход как комплекс знаний и навыков прочно занял своё место в моём арсенале, но его одного недостаточно для чувства удовлетворения от своей работы. Кроме того, осознание своего в некотором роде особого положения — отсутствия принадлежности к какой-то «школе» в классическом понимании, — создавало некоторый внутренний дискомфорт. Удачным образом в это время у меня начался период довольно глубокого погружения в мир процессуально-ориентированной психологии, которую я имел возможность изучать «из первых рук», занимаясь переводом учебных семинаров, обсуждая вопросы с учителями и наблюдая за процессами изнутри. В какой то момент у меня возникло ощущение, что это направление, пожалуй, могло бы стать моим «основным», что, как выразился Райни, «я нашёл свой дом».
Параллельно с этим произошло довольно плотное знакомство с психодинамической терапией благодаря работе над переводом «Психоаналитической диагностики» и, в последующем, семинара Мак-Вильямс, а также с когнитивно-поведенческой терапией. На всё это наслоилась конференция «Эволюция психотерапии», на которой удалось понаблюдать за работой мэтров терапии, в частности, прекрасного Эрвинга Полстера, послушать Кернберга, посмотреть на Гиллигена, с чьей книгой «Генеративный транс» я уже был знаком, послушать Дэна Сигела с его межличностной нейробиологией.
И финальным аккордом стало выступление Скотта Миллера о том, что же отличает хорошего психотерапевта. Последующие размышления направили моё внимание в том направлении, в котором я двигаюсь сейчас.
Всё менее интересно мне становится изучение и освоение конкретных методов и подходов, а всё более интересно — учёба у конкретных учителей. В связи с этим можно провести разделение между изучением «знаний» и изучением «становления» психотерапевтом. На основе фундаментального образования и базовой подготовки обучение знаниям применительно к конкретным задачам занимает всё меньше времени и сил. Но процесс становления и освоения личностных навыков может занимать годы и десятилетия. В конечном итоге, по эффективности разные направления психотерапии оказываются примерно одинаковыми. Но анализируя разные подходы в исполнении хороших терапевтов понимаешь, что все они движутся к одному и тому же. Поэтому сейчас мне интереснее всего вопрос о том, как научиться быть хорошим терапевтом, и скорее учиться у кого-то, а не чему-то.
Представители разных направлений подходят в терапии с разных сторон и по-своему называют ключевые качества и навыки, необходимые для работы. Все из них представляют ценность. И в этом плане процессуально-ориентированная психология мне видится примером хорошего сочетания личностных навыков и качеств, которые она должна развивать — наблюдательности, эмпатии, способности к метакоммуникации и осознаванию, безоценочного принятия, уважения к индивидуальности, готовности выходить за её рамки и исследовать непознанное. Но сам по себе метод процессуальной работы — впрочем, как и метод гипноза, психоанализа или любой другой — становится менее значимым.
«…Для молодых психотерапевтов это вопрос исследования, поиска разных стилей. И что здесь важно — найти наставника, человека, который действительно говорит на одном языке с тобой и который может помочь тебе развить себя. И дело тут не в техниках, не в теориях, не в информации, тут важно развивать самого себя в качестве инструмента, и лучше всего это происходит в межличностных ситуациях, когда ты находишь наставника, который на самом деле может помочь тебе взраститьв себе лучшее».
(Джеффри Зейг, из интервью, Москва, 2013 год)