Интересно, что недавний тренд популярности директивного гипноза вновь делает актуальным вопрос о сопротивлении.
Почему у «настоящего гипноза» всё ещё такая аура супер-метода? Тут действует тот же принцип, что я озвучивал недавно на тему хороших отзывов. Чтобы сформировать позитивый образ себя, практически любому специалисту достаточно 1) выбрать специфическую и узкую целевую аудиторию и строго отсеивать клиентов по этим критериям, 2) владеть методом, который эффективен в работе с этой аудиторией, и 3) максимально открыто, часто и много рассказывать о своих успехах.
Это формула успеха. Например, берём паническое расстройство, обучаемся КПТ для панического расстройства, отбираем ТОЛЬКО пациентов с истинным паническим расстройством, у каждого по результатам лечения берём отзывы — и вуяля, наш бизнес процветает, ибо КПТ при паническом расстройстве при грамотном исполнении даёт практически 100% выздоровление. Те мизерные проценты, которые «не идут» на КПТ, мы не учитываем и побыстрее о них «забываем».
Это же касается и гипноза. Назовись гипнотерапевтом, выбери свою специализацию, овладей методом гипноза, который хорошо работает с твоей аудиторией, строго отсеивай всех а) негипнабельных (читай, сопротивляющихся директивному подходу), б) с коморбидной патологией, в успешных случаях бери максимально подробные и эмоциональные отзывы — и вуаля, твой бизнес процветает, а в ауре гипноза добавлено +100500 к волшебству.
Отсюда вытекает, что многие, наслушавшись о чудодейственности гипноза (никто ведь не вникает во все эти технические хитрости), начинают обращаться за гипнозом с совершенно разными расстройствами и, не получая искомого результата (потому что далеко не всё и не всех возможно в принципе лечить «чистым» гипнозом) разочаровываются в гипнозе, в терапевте, в психотерапии вообще или считают себя безнадёжными.
Вот в этом и есть опасность безответственной и неэтичной практики гипноза.
Между тем, многие люди, которых нельзя «умять» в узкие рамки, приемлемые для директивного гипноза, могут получить огромную пользу от применения гипнотических методов, если их применять гибко, индивидуализированно и с пониманием всей ситуации. И так называемая «негипнабельность» перестаёт иметь решающее значение только тогда, когда терапевт в состоянии распознать потребности человека, подстроиться к ним и использовать их для установления раппорта, терапевтических отношений и развития трансового опыта.
Типичная ловушка, в которую попадают специалисты, работающие только директивно, — восприятие сопротивления гипнозу как низкой мотивации или нежелания сотрудничать. Конечно, проще всего работать с высокогипнабельными и сотрудничающими здоровыми людьми. Между тем, это ведёт к тому, что люди, которые достаточно мотивированы и способны к плодотворным отношениям сотрудничества, не могут получить помощь из-за неспособности специалиста распознать и принять их специфические эмоциональные потребности и подстроиться к ним.
Практически все непсихотические пациенты с сохранными когнитивными функциями могут получить пользу от гипноза. Но иногда для этого нужна серьёзная и длительная подготовка для создания нужного контекста, ожиданий, мотивации и исследования их потребностей.м