Когда я только пришёл в профессию, я начинал с обучения эриксоновскому гипнозу. Это метод в высшей степени практический и избегающий сложных теоретических конструкций. Там всё основано на освоении принципов и большом количестве практики. Поэтому такой взгляд мне изначально был очень близок.

В течение следующих лет я переводил семинары по подходам с очень проработанной теоретической базой — главным образом, КПТ и ответвления, а позднее и психоаналитические. Там меня удивило несколько вещей.

Во-первых, многие сложные конструкции предлагается освоить как бы целиком, в то время как гипноз научил меня деконструировать сложные конструкции на составляющие компоненты.

Второй пункт растёт из первого. Упражнения и практики в этих подходах (главным образом, в КПТ, в психоаналитическом обучении вообще с практикой плохо) фокусируются сразу на сложных конструкциях — на разных интервью, готовых сложных техниках. Да, ты можешь прочитать транскрипт и воспроизвести его или посмотреть на демонстрацию и попытаться её повторить, но в этом есть много подводных камней:

➡️ многие детали остаются незамеченными,

➡️ ты немножко попугай, который только повторяет, а понимание «придёт с опытом»,

➡️ многие универсальные принципы осваиваются косвенным образом и не получают достаточно внимания.

Поэтому возникали такие немного нелепые диалоги с ведущими, когда я говорил что-то «так вот это же так мы в гипнозе делаем» и встречал полнейшее непонимание. То, что мы отрабатывали очень конкретными и целенаправленными упражнениями, предлагалось «проглотить» целиком и полагаться на то, что дальше «с опытом» мастерство придёт само. А, например, навыки считывания невербальных сигналов, навыки распознавания разных форм речевых паттернов, даже просто умение расположиться в пространстве с клиентом удобно и комфортно — это приходится как-то схватывать «на лету».

И тут я попадаю на конференцию «Эволюция психотерапии», где Скотт Миллер читает лекцию об осознанной практике (deliberate practice, как мне тут подсказали, у нас переводят ещё как «преднамеренная практика», но вообще по-русски это банально означает «целенаправленная отработка навыков»). И говорит он о том, что я косвенно знал ещё с подросткового возраста — со времён обучения в музыкальной школе. И с тех я стал наблюдать и думать, как в психотерапии возможно осваивать сложные вещи по частям, тренируя и оттачивая компоненты и складывая их в сложные конструкции.

Собственно, в этом и есть суть осознанной практики. Это подход к развитию сложных навыков, пришедший в психотерапию из сфер, где мастерство рождается в деталях: из консерваторий, мастерских художников, тренировочных залов спортсменов высшего уровня. Это не про объем повторений, а про качество внимания, направленного на сам процесс. Метод основан на целенаправленной, системной работе с микрокомпонентами навыка через глубокое наблюдение и рефлексию.

Именно из принципов осознанной практики вырос мой проект Гипнотичность.

Присоединяйтесь к обсуждению осознанной практики и Гипнотичности на канале в Телеграм.

От Владимир Снигур

Психотерапевт, переводчик-синхронист, аккредитованный супервизор ОППЛ, сертифицированный ТФП-терапевт, член Ассоциации специалистов в области клинического гипноза (АСоКГ) в составе Европейского общества гипноза (ESH), член Русскоязычного общества ТФП, член ISTFP. Учился у профессора М.Р. Гинзбурга, Джеффри Зейга, Отто Кернберга, Фрэнка Йоманса и других европейских и американских специалистов. Эксперт в области невербальной коммуникации, работал со специалистами из Paul Ekman International. Участник международных конференций и семинаров по психотерапии. Обладатель чёрного пояса по айкидо Айкикай. Телефон: +7 926 042 42 23 Почта: info@vladimirsnigur.ru Сайт: Снигур.рф Обучение гипнозу: Гипнотичность.рф Канал на Rutube: rutube.ru/channel/25907240/