По мере изучения феноменов человеческого мозга учёные постоянно находят что-нибудь интересное. Характерно, что со многими такими феноменами впервые познакомились психиатры, например, c изменениями восприятия, мышления и памяти.
Экспериментальный и клинический гипноз имеет дело со многими из этих феноменов. Взять, например, посттрансовую амнезию, тотальную или избирательную (когда человек не может вспомнить, что происходило во время сеанса, или забывает лишь какие-то конкретные детали, на которых был сделан особый акцент). Можно вспомнить и внушённые параличи, которые очень похожи на истерические, и туннельное зрение, и многое другое. Причём нужно помнить, что эти феномены не являются специфичными для гипноза, а могут возникать спонтанно у любого здорового человека.
Сегодня поговорим о феномене, который в последнее время привлекает к себе особое внимание. Речь идёт о феномене синестезии.
Синестезия (от греч. συναίσθηση, “одновременное ощущение”) — феномен восприятия, когда при воздействии стимула в одной модальности (на один орган чувств) возникает ответная реакция в другой модальности (соответствующая другому органу чувств).
Проще говоря, синестезия — это межчувственная ассоциация. Например, широко известно явление «цветного слуха», когда человек, слушая музыку, видит или воображает цветные зрительные образы. Людей, которых синестезии сопровождают в жизни от рождения, называют синестетиками. Синестезия как патологический симптом может возникать при некоторых психических расстройствах. В таком случае она возникает внезапно, «на пустом месте», может быть неприятной. Для тех, кто хочет узнать о явлении синестезии подробнее, очень много информации представлено на сайте российского синестетического сообщества: http://www.synaesthesia.ru.
Современные исследования затрагивают различные виды синестезий, например, графемо-цветовую (Brang et al., 2008; Weiss et al., 2008, 2009; Ward et al., 2009), синестезию зеркального прикосновения (Blakemore et al., 2005) и другие. Исследуют также зоны мозга, которые могут отвечать за это явление.
Так, интересные данные получены при исследовании врождённой графемо-цветовой синестезии. Romke & Scholte опубликовали статью («Increased structural connectivity in grapheme-color synesthesia», Nature Neuroscience 2007, 10-6), в которой авторы исследовали головной мозг графемо-цветовых синестетиков при помощи диффузионной тензорной трактографии и сравнивали с показателями контрольной группы. У синестетиков наблюдалась более выраженная анизотропия диффузии, что указывает на большее количество связей в белом веществе. Анизотропия позволила даже классифицировать подтипы графемо-цветовой синестезии. У тех, кто видит цвет на внешних объектах (таких синестетиков называют «проекторами»), наблюдалось большее количество связей в белом веществе нижней височной коры по сравнению с теми, кто видит цвет только «внутренним взором» («ассоциаторы»). А большее количество связей в верхней теменной или лобной коре не было связано с подтипами синестезии.
Несколько любопытных работ опубликовал доктор Roi Kohen Kadosh из Оксфорда с коллегами. В статье «Cognitive Neuroscience: Rewired or Crosswired Brains?» авторы обсуждают синестетические феномены у людей, которые в результате травм потеряли зрение. Такие люди быстро обучаются распознавать образы с помощью осязания, причём в это время в их мозгу активируются те же зоны, что активируются во время зрительного восприятия. Авторы развивают гипотезу о том, что синестетические феномены являются следствием растормаживания имеющихся нейронных связей, а не образования новых связей. Это подтверждается тем, что в экспериментах участников удавалось обучить синестетическим ощущениям за довольно короткий срок, которого должно быть недостаточно для образования новых нейронных связей.
И вот в 2009 году была опубликована статья «Induced Cross-Modal Synaesthetic Experience Without Abnormal Neuronal Connections», в которой авторы исследуют синестетические ощущения, внушённые с помощью гипноза. Для эксперимента была набрана группа людей, ничего не знающих о синестезии, и с ними проводилось несколько опытов как с применением постгипнотического внушения, так и в обычном состоянии.
В эксперименте исследовали графемо-цветовую синестезию. Суть её в том, что при восприятии определённых символов (в данном эксперименте — цифр) у человека возникает ощущение цвета.
Итак, в эксперименте каждой цифре от 1 до 6 назначался один цвет (1 — красный, 2 — жёлтый, 3 — зелёный, 4 — бирюзовый, 5 — синий и 6 — сиреневый). Участников вводили в гипноз, демонстрировали на чёрном фоне каждую из цифр, изображённую соответствующим цветом, после чего давалось внушение: «Посмотрите на этот цвет. Это цвет цифры, и когда вы будете видеть, воображать или думать об этой цифре, вы всегда будете воспринимать её в этом цвете».
В эксперименте было две контрольные группы: в первой группе гипноз не применяли и то же внушение давали в обычном состоянии сознания; во второй группе внушение давали после выхода из состояния гипноза, когда человек полностью проснулся.
Первая контрольная группа выполняла экспериментальную задачу в двух вариантах. В варианте ассоциирования им предлагали связать цифры с соответствующим цветом (после гипнотического сеанса). В варианте без ассоциирования их просили игнорировать эти инструкции. Участников второй контрольной группы не гипнотизировали, они выполняли ту же задачу в обычном состоянии сознания.
Участникам демонстрировали цифры, изображённые чёрным шрифтом на цветном фоне, соответствующем тому цвету, который был связан с цифрой. Например, если цифра 1 была связана с красным цветом, она изображалась чёрным шрифтом на красном фоне. Необходимо было определить, изображена ли на экране какая-либо цифра.
В каждой группе предлагали выполнить задание в двух вариантах: когда цвет фона совпадал с цветом цифры, и когда он отличался от него. Исследователи фиксировали производительность участников и количество ошибок.
Результаты эксперимента представлены на графиках.
Если сравнить количество ошибок и производительность участников при совпадении цвета фона и цифры и при их различии, бросается в глаза большая разница между вариантом с использованием постгипнотического внушения и вариантом без его применения. Как видим, в обеих контрольных группах количество ошибок в обоих вариантах примерно одинаково.
Что произошло? Очевидно, что с помощью постгипнотического внушения была создана искусственная синестезия, в которой цифра вызывала ощущение цвета. Таким образом, цифра изображённая на фоне того же цвета, не была видна. Причём такой эффект проявлялся только при активизации постгипнотического внушения. Иначе говоря, синестезия была вызвана искусственно и за короткий срок.
Авторы статьи вновь приходят к выводу, что развитие синестезии за такое короткое время не может быть объяснено образованием новых нейронных связей. По-видимому, происходит растормаживание или активизация взаимодействия между зонами коры, которые в норме не взаимодействуют между собой напрямую.
Что нам даёт это исследование? Давайте подумаем, в чём заключается решение проблемы, с которой приходит пациент. Будь то хроническая боль, фобия, личностные проблемы или что-то другое, решение являет собой установление новой ассоциативной связи в мозгу, которая иногда может замещать имеющуюся связь. Мозг способен устанавливать такие связи постоянно — на этом основаны практически все наши когнитивные процессы. Но когда этот механизм где-то стопорится, возникает порочный круг, очаги возбуждения и патологические ассоциативные связи, которые их поддерживают и приводят к появлению симптомов.
В этом аспекте гипноз представляется чрезвычайно эффективным способом установления таких связей за короткий срок, а следовательно — решения самых различный проблем, в которых затронуты ассоциативные процессы. Поэтому видится вполне целесообразным использовать в гипнотерапевтической работе синестетические ощущения, которые обогащают субъективный опыт пациента и, по-видимому, способствуют установлению новых ассоциативных связей.
Литература:
- Roi Cohen Kadosh, Avishai Henik, Andres Catena, Vincent Walsh, Luis J. Fuentes. Induced Cross-Modal Synaesthetic Experience Without Abnormal Neuronal Connections. Psychological Sciece 2009; 20-2.